Корзина
3 отзыва
Яркие подушки в ассортименте:Посмотреть
+7 777 312 68 52
Контакты
DomComfort.kz
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+77773126852Телефон/WhatsApp
+77477162682Телефон
Менеджер
КазахстанАлматыКазахстан, Алматы
Карта

Шелкотрафаретная печать. Технология производства.

Шелкотрафаретная печать. Технология производства.

Шелкотрафаретная печать или печать сетчатыми шаблонами в настоящее время используется наиболее широко. Данный способ печати был запатентован в Англии в 1907 году и был назван шелкографией.

Способ печати плоскими шаблонами малопроизводителен, но имеет ряд преимуществ: глубокое прокрашивание любых материалов, высокая интенсивность окрасок, возможность печати рисунка с большим раппортом, печать по тканям и трикотажу любых структур и любой плотности, возможность частой смены рисунка и т.д.

По сравнению с дешевым сублимационным способом печати, шелкотрафаретная печать позволяет получить более яркий рисунок, намного более стойкий к износу и стиркам.

Шелкография — это современная разновидность трафаретной печати, использующая те же принципы. Но если в трафарете общая целостность изображения сохраняется благодаря перемычкам, то в шелкотрафарете эту функцию выполняет сетка. Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы.

Свое название «шелкография» этот способ получил из­за патента процесса трафаретной печати, выданного в 1907 году под названием «Silk screen printing» (англ. — печать шелковым ситом).

Шелкография сегодня является, наверное, самым доступным способом печати. На мировом рынке можно увидеть большое количество продукции, напечатанной именно методом шелкографии: это упаковка, наклейки, этикетки, различная рекламно­сувенирная продукция и т.д. В настоящее время трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

В современной России наблюдается технический прогресс шелкографии. Это связано прежде всего с появлением на отечественном рынке иностранных технологий и материалов. Шелкографское оборудование стало более доступным, появились отечественные производители.

Шелкография — это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.

В современном печатном деле используется множество красок, но именно в шелкографии они находят очень широкое применение, раскрывая все свои возможности.

Шелкография имеет неплохую производительность при низких себестоимости и цене готового изделия, что привлекает как производителей, так и покупателей готовой продукции.

В шелкографии существует два способа нанесения изображений. Первый — контактный, второй — бесконтактный. Более подробно мы расскажем именно о первом (контактном) способе трафаретной печати, потому что он применяется гораздо чаще второго. И все же несколько слов скажем о бесконтактном способе трафаретной печати: при его использовании материал не касается сетки, а краску передают с формы с помощью электростатических сил. Соответственно в контактном способе сетка контактирует с печатным материалом, а краска подается с помощью ракеля.

При печати шелкографией вручную нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски — она не должна разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем необходимо для нормального печатного процесса.

Шелкографию особенно ценят за толщину краски, которую можно нанести на материал. Эта толщина в 10, а иногда даже 30 раз больше, чем при офсетной или глубокой печати, она дает возможность шелкографу создать рельефное красочное изображение. Какая получится толщина краски на материале, зависит от ракеля, угла его наклона, а также от сетки. Кроме того, на качество трафаретной печати влияет контакт ракеля с сеткой и контакт сетки с печатаемым материалом. Контакт ракеля с сеткой должен быть постоянен и однороден по всей длине сетки.

Подготовка сетки. Независимо от того, обрабатывалась натянутая сетка растворами, делающими ее шероховатой, или нет, обезжиривание проводится обязательно. Эта операция предваряет непосредственное нанесение фотораствора. Особого внимания требуют к себе вторично используемые сетки, которые могут содержать не только жировые вещества, но и остатки краски после предыдущей шелкографии. Обезжиривание следует проводить непосредственно перед нанесением фотораствора.

Химическое обезжиривание. Едкий натр (NaOH) разрушает жиры и образует с ними соединения, хорошо смываемые водой. Водный раствор едкого натра (едкий натр (каустическая сода) — 20 г, вода — 80 мл) при помощи синтетической щетки наносят на поверхность сетки. Это старый и надежный способ удаления жировых загрязнений. Поскольку щелочь вступает в реакцию с алюминием, при использовании алюминиевых рам необходимо обезжиривать сетку моющими средствами.

После обработки щелочью сетку промывают водой и дополнительно нейтрализуют 5­процентным водным раствором уксусной кислоты.

Обезжиривание моющими средствами. Поверхностно­активные вещества, к которым относятся бытовые моющие средства, достаточно хорошо удаляют жировые загрязнения и в виде исключения могут применяться для обезжиривания трафаретных сеток. Но необходимо учитывать, что часто в моющие средства добавляют вещества, смягчающие воду. Такие добавки, оседая на поверхности сетки, плохо смываются водой и будут мешать прочному прилипанию фотораствора. Чем проще состав моющего средства, тем меньше проблем может возникнуть.

При промывке необходимо учитывать, что соли, которые содержатся в водопроводной воде, могут тончайшей пленкой покрыть ткань и помешать прочному контакту с фотораствором, а могут и не помешать. Но промывку все же лучше проводить в воде с минимальным содержанием солей.

Изготовление трафарета. Существует много способов изготовления трафарета — от вырезания требуемых элементов ножницами и наклеивания их на сетку до выжигания отверстий в металлическом листе лазером.

Самый простой способ трафарета заключается в вырезании элементов трафарета из бумаги и последующем их наклеивании на заднюю сторону сетки.

Вместо бумаги можно также использовать различные пленки, включая фактурные, которые дают на оттиске границы элементов рисунка с полутонами.

Один из способов изготовления сетчатого трафарета заключается в нанесении жидкого копировального раствора непосредственно на сетку вручную. На высохший фотослой контактным способом экспонируется диапозитив или негатив, в зависимости от творческой задумки. В качестве негатива или позитива может выступать изображение, нарисованное художником на прозрачной пленке с помощью черной непрозрачной краски. Проявление заключается в полном смывании незакрепившегося слоя из ячеек сетки.

Это достаточно простой и дешевый метод, который, однако, требует некоторых навыков и практики, что необходимо в любой технологии. Светочувствительный раствор можно приготовить и контролировать его качество самостоятельно.

Необходимо учитывать, что жидкие фоторастворы после высыхания уменьшаются в объеме, а нанесенные на зернистую поверхность сетчатого полотна повторяют всю его структуру. Неровная поверхность слоя с печатной стороны не позволяет плотно прижимать диапозитив во время копирования, а трафарет — к запечатываемой плоскости, что приводит к ухудшению четкости изображения.

Чтобы минимизировать эту проблему, на внешнюю сторону наносят несколько фотослоев, за счет чего увеличивается толщина трафарета, а следовательно, слой краски получается более толстым.

Кроме того, следует исключить появление пыли, так как ее частицы могут попасть на сетку или уже на нанесенный, но не высохший слой раствора и создать после проявления точечные элементы, которые при совпадении с тонкими элементами рисунка могут привести к трудноисправимому браку.

Для получения качественного прямого трафарета требуется равномерное светочувствительное покрытие на том участке сита, где предполагается копирование изображения. Для этих целей применяется ракель­лоток. Но можно попробовать наносить раствор и кистью.

Несмотря на то что фоторастворы в жидком состоянии малочувствительны к свету, необходимо соблюдать осторожность, избегать яркого, а особенно — солнечного света. Первый слой можно наносить при неярком рассеянном свете, но лучше все работы по изготовлению трафаретов на основе дихроматов проводить при оранжевом или красном освещении.

Рабочая рама устанавливается в неподвижное вертикальное положение. Берут лоток, который должен быть шире будущего изображения, и наливают фотораствор. Желатиновый раствор предварительно подогревают на водяной бане до температуры 50 °С. Корытце прижимают к сетке со стороны, которая будет контактировать с запечатываемой поверхностью (внешняя сторона), наклоняют его до смачивания раствором и снизу вверх плавно покрывают необходимую площадь. Лоток отклоняют в исходное положение, до прекращения контакта раствора с сеткой, и отодвигают от сетки. Всю операцию повторяют еще раз. Теперь переходят на ракельную сторону рамы и также наносят фотораствор 2­3 раза.

Раму сушат в темном месте в горизонтальном положении внешней стороной сетки вниз. Температуру держат в пределах 20­30 °С. Поскольку высохший слой становится чувствителен к свету, вторичное нанесение фотораствора также проводят обязательно при оранжевом или красном освещении.

После сушки печатную сторону дополнительно покрывают фотораствором в 2­3 приема.

При повторной сушке раму размещают в темном сушильном шкафу, но уже вверх печатной (внешней) стороной сетки, и сушат при 20­30 °С. Фотослои после высыхания имеют тенденцию к самополимеризации без доступа света (так называемое темновое дубление). При повышенной температуре и высокой относительной влажности воздуха этот процесс ускоряется. Поэтому необходимо сокращать до минимума время между нанесением фотослоя и копированием и поддерживать в помещении температуру около 20 °С и относительную влажность воздуха 55­65%. Нельзя проводить сушку электрорефлекторами, которые при прямом излучении инфракрасными лучами задубливают фотослой.

Возникновение пилообразных краев на рисунке или слияние близко расположенных линий и мелких деталей при печати, как правило, объясняется тем, что нанесен недостаточно толстый копировальный слой. Такой слой повторяет зернистую структуру сетки с печатной стороны трафарета и неплотно примыкает к запечатываемой поверхности. Краска за счет такой волнистости беспрепятственно проникает на пробельные места. Зависимость качества печати от толщины наносимого фотослоя тем заметнее, чем больше ячейки и толще нити сетчатого полотна.

При нанесении очень толстого копировального слоя на краях печатных элементов на оттиске откладывается более толстый слой краски. При недостаточной вязкости краски контуры такого слоя начинают расплываться, ухудшая четкость рисунка.

Копирование. Диапозитив монтируют на сетке с внешней стороны при помощи липкой ленты. Время засветки определяют опытным путем.

При изготовлении диапозитива нужно учитывать, что для получения четких элементов изображения монтаж проводится эмульсионной стороной к фотослою. То есть изображение должно максимально контактировать с фотослоем при засветке. Выполнение рисунков на прозрачной пленке сокращает экспозицию, а матовая калька требует гораздо больше времени.

Для копирования можно использовать следующее самодельное приспособление. Изготавливается ящик, на дно которого монтируется одиночный источник света или пакет люминесцентных ламп. Сверху всё закрывается органическим стеклом, которое пропускает ультрафиолетовое излучение. На стекло укладывается диапозитив или прозрачная калька с нарисованным изображением.

Трафаретная рама с копировальным слоем прижимается к диапозитиву различными способами. Обычно используется какой­нибудь груз.

Проявление. Чтобы обеспечить набухание незасвеченного слоя, его обрабатывают водой, температура которой должна быть 20­25 °С. Затем воду нагревают до 40 °С, чтобы растворить набухший желатин. Промывка матрицы продолжается около 5 мин.

Прежде чем проявленный трафарет будет высушен, с него с помощью фильтровальной бумаги желательно удалить избыток влаги. Трафарет сушат при комнатной температуре.

Все открытые поля сетки, которые должны быть закрыты, закрывают копировальным раствором при помощи небольшого ракеля или кисти. При необходимости тонкой кистью ретушируют точечные отверстия и детали рисунка.

Высохшую корректуру засвечивают соответствующим источником света.

Трафарет, предназначенный для печати краской на водорастворимом связующем, требует дополнительного закрепления от набухания в воде. Химическое дубление проводят в кювете при небольшом размере сита, либо устанавливают раму в специальный поддон с углублением для сбора раствора и обливают им трафарет в течение 4­5 мин. Дубление производится 5­процентным раствором алюмокалиевых квасцов при температуре 25­30 °С.

Копировальный процесс основан на воздействии света на фотоэмульсию.

В итоге фотослой должен состоять только из засвеченных и незасвеченных участков. Поэтому столь важно максимально тщательно подходить к подготовке изображения, которое будет копироваться непосредственно на фотослой, и защищать от света копировальный слой.

Длительность и интенсивность светового потока во время экспозиции трафарета требует от рисунка достаточной плотности и контрастности. В зависимости от условий печати для копирования изготавливают диапозитив или негатив на фотопленке, кальке и других прозрачных пленках, главное — чтобы материал пропускал ультрафиолет, приводящий к дублению фотослоя. Для точного совмещения контуров при многоцветной печати на поля диапозитивов наносят одинаковые метки в виде приводных крестов. По ним ведется предварительная приладка трафаретов и последующий контроль при печати.

Удаление старого слоя желатина. Трафарет тщательно промывают от остатков краски, и для вторичного применения сетки ее обрабатывают разрушающим раствором.

Печать шелкографии. В шелкографии используются различные конфигурации печатного оборудования. Совмещение печатной формы с запечатываемым материалом происходит различными способами. В одних случаях трафарет с рамой поднимается вверх, в других рабочий стол отклоняется вниз.

Наиболее простой и часто применяемый в ручной трафаретной печати способ заключается в том, что трафаретная рама с одной стороны закрепляется на петлях и поднимается под небольшим углом, для того чтобы убрать готовый оттиск и положить новое изделие. Иногда петли снабжают струбцинами для прикрепления их к столу, что удобно в тех случаях, когда трафаретной печатью занимаются эпизодически.

В некоторых случаях необходимо оставлять зазор между сеткой и плоскостью оттиска. При формате печати 30Ѕ40 см зазор устанавливают в 1­3 мм, а для формата 80Ѕ100 см увеличивают до 3­5 мм. Контакт трафарета с поверхностью происходит при движении ракеля.

Шелкография по текстилю выполняется без зазора. Сетка трафарета плотно прижимает ткань и уменьшает возможность ее смещения при движении ракеля. Рама поднимается медленно, так как во время контакта для смачивания краской зернистой неровной поверхности ткани требуется некоторое время. Вообще, шелкография, пожалуй, самый универсальный вид печати в плане запечатываемых материалов: помимо привычных бумаги и картона можно использовать разнообразный пластик и пленки (в то время как для офсетной печати пригодны лишь некоторые специально созданные для этой цели полимерные материалы). Из этого следует вполне очевидный вывод, что существует довольно широкий ассортимент покрытий, которые можно наносить шелкографией.

vkontakte facebook twitter
social-icon
social-icon
Loading...